УТВЕРЖДАЮ: образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации; 3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе; 4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника; 5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого; 6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям; 7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества; 8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития; 9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества. 1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному процессу образовательной организации. Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества принимает руководитель образовательной организации в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательной организации и замены их отсутствия. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА 2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии. 2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников: - содействовать созданию в образовательной организации психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории; - оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников образовательной организации, региональных систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров; - содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнях; - способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных информационнокоммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества; - содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих/долго отсутствующих в профессии педагогов; - оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей; - обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество; - ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью; - содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством; - знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСВА 3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя образовательной организации «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации». 3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия приказом руководителя образовательной организации. 3.3. Руководитель образовательной организации: - осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной организации; - издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении) системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических работников в образовательной организации; - утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их; - утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации; - издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью; - способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.); - способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества педагогических работников. 3.4. Куратор реализации программ наставничества: - назначается руководителем образовательной организации из числа заместителей руководителя; своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых; 3.4.1.Выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершившими очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; 3.4.2.Педагогами, переведенными на другую должность для расширения профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; 3.4.3.Педагогами, имеющими перерыв в трудовой деятельности (выход из декретного отпуска, переход на другую должность); 3.4.4.Педагогами, пришедшими из другого образовательного учреждения для успешной адаптации к новым условиям труда. 3.5. Замена наставника производится на основании приказа заведующего в случаях: 3.5.1.Увольнение наставника; 3.5.2.Перевода на другую работу подшефного или наставника; 3.5.3.Привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; 3.5.4.Психологичческой несовместимости наставника и подшефного. 3.6. Контроль деятельности наставников осуществляет старший воспитатель. 3.7.Показателем эффективности работы наставника является выполнение поставленных перед молодым воспитателем в период наставничества задач. 3.8. Для мотивации к работе наставнику могут устанавливаться стимулирующие выплаты по итогам работы за год. 3.9.За успешную многолетнюю работу наставник может быть представлен руководителем ДОУ к награждению. 4. ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА Наставник обязан: 4.1.Знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности. 4.2.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами и способами проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки. 4.3. Осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере, привлекать к участию в общественной жизни коллектива; 4.4.Создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности; 4.5.Содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.); 4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействия; 4.7. Рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение. 5. ПРАВА НАСТАВНИКА Наставник имеет право: 5.1. Привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников образовательной организации с их согласия; 5.2 Знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество; 5.3.Обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации с просьбой о сложении с него обязанностей наставника; 5.4. Осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки выполнения заданий. 6.ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО 6.1.Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании Совета педагогов и утверждается приказом заведующего. 6.2. В период наставничества молодой специалист обязан: 6.2.1. Изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, специфику ДОУ и функциональные обязанности по занимаемой должности; 6.2.2.Выполнять план профессионального роста в назначенные сроки; 6.2.3.Активно участвовать в конкурсах профессионального мастерства, в том числе для молодых педагогов; 6.2.4.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; 6.2.5.Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; 6.2.6. Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; 6.2.7. Отчитываться о проделанной работе по самообразованию в рамках итоговых заседаний. 7. ПРАВА НАСТАВЛЯЕМОГО Молодой специалист имеет право: 7.1.Выносить на рассмотрение администрации ДОУ предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. 7.2. Повышать квалификацию удобным для себя способом. 7.3.Защищать профессиональную честь и достоинство. 7.4.Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 8. КОНТРОЛЬ РАБОТЫ НАСТАВНИКА 8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя заведующего по УВР. 8.2. заместитель заведующего по УВР обязан: 8.2.1. Создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником; 8.2.2.Организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; 8.2.3.Изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в ДОУ. 8.3.Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несет заведующий. 8.4.Заведующий обязан: 8.4.1.Рассмотреть индивидуальный план работы; 8.4.2.Провести инструктаж наставников и молодых специалистов; 8.4.3.Обеспечивать возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением; 8.4.4.Осуществлять систематический контроль работы наставника. 9.ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: 9.1.Настоящее Положение; 9.2.Приказ заведующего ДОУ об организации наставничества; 9.3.Планы работ; 9.4.Методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы; По окончании срока наставничества молодой специалист, воспитатель, в течение 10 дней должен сдать заместителю заведующего по УВР следующие документы: 9.6.Отчет молодого специалиста, воспитателя о проделанной работе (дневник); 9.7.План профессионального становления с оценкой наставника проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста, воспитателя. 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 10.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем образовательной организации и действует бессрочно. 10.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами образовательной организации.