ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА_7 (pdf.io) (1)

УТВЕРЖДАЮ:

образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной
организации;
3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации программы
наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой
базе;
4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и
личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития,
честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и
совместной деятельности наставника и наставляемого;
6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника
ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и
окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов
наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик
наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов
наставничества;
8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение
индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории
развития;
9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный
социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности,
независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному
процессу образовательной организации. Решение об освобождении наставника и наставляемого от
выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации
персонализированной программы наставничества принимает руководитель образовательной
организации в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности
образовательного процесса в образовательной организации и замены их отсутствия.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной
организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в
образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и
самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников,
самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в образовательной организации психологически комфортной
образовательной
среды
наставничества,
способствующей
раскрытию
личностного,
профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной
профессиональной траектории;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных
форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических
работников образовательной организации, региональных систем научно-методического
сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;

- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию горизонтальных
связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнях;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой
образовательной среды, востребованности использования современных информационнокоммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе
реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том
числе молодых/начинающих/долго отсутствующих в профессии педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении
которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической
деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с традициями и укладом
школьной жизни, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при
выполнении должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которых
осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и
ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой
должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении
которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим
принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными
формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие
их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные
обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСВА
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя образовательной
организации «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в
образовательной организации».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия
приказом руководителя образовательной организации.
3.3. Руководитель образовательной организации:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы (целевой
модели) наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении) системы
(целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических работников в
образовательной организации;
- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору наставников и
наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их
участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической

деятельностью; - способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам
наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение
координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по
проблемам наставничества и т.п.);
- способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства
педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества
педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
- назначается руководителем образовательной организации из числа заместителей руководителя; своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в
образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую
деятельность в качестве наставляемых;
3.4.1.Выпускниками непедагогических профессиональных образовательных
учреждений, завершившими очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими
трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
3.4.2.Педагогами, переведенными на другую должность для расширения
профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
3.4.3.Педагогами, имеющими перерыв в трудовой деятельности (выход из
декретного отпуска, переход на другую должность);
3.4.4.Педагогами, пришедшими из другого образовательного учреждения для
успешной адаптации к новым условиям труда.
3.5. Замена наставника производится на основании приказа заведующего в случаях:
3.5.1.Увольнение наставника;
3.5.2.Перевода на другую работу подшефного или наставника;
3.5.3.Привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
3.5.4.Психологичческой несовместимости наставника и подшефного.
3.6. Контроль деятельности наставников осуществляет старший воспитатель.
3.7.Показателем эффективности работы наставника является выполнение
поставленных перед молодым воспитателем в период наставничества задач.
3.8. Для мотивации к работе наставнику могут устанавливаться стимулирующие
выплаты по итогам работы за год.
3.9.За успешную многолетнюю работу наставник может быть представлен
руководителем ДОУ к награждению.
4. ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
Наставник обязан:
4.1.Знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов,
определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
4.2.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении
избранной профессией, практическими приемами и способами проведения занятий,
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
4.3. Осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную жизнь
коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и
на личном примере, привлекать к участию в общественной жизни коллектива;
4.4.Создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом

процессе через привлечение к инновационной деятельности;
4.5.Содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской
деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов различных
уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного
воздействия;
4.7. Рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение.
5. ПРАВА НАСТАВНИКА
Наставник имеет право:
5.1. Привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников
образовательной организации с их согласия;
5.2 Знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или
получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество;
5.3.Обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации с
просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
5.4. Осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
6.ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
6.1.Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на
заседании Совета педагогов и утверждается приказом заведующего.
6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
6.2.1. Изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его
служебную деятельность, специфику ДОУ и функциональные обязанности по занимаемой
должности;
6.2.2.Выполнять план профессионального роста в назначенные сроки;
6.2.3.Активно участвовать в конкурсах профессионального мастерства, в том числе для
молодых педагогов;
6.2.4.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
6.2.5.Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить
свои взаимоотношения с ним;
6.2.6. Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
6.2.7. Отчитываться о проделанной работе по самообразованию в рамках итоговых
заседаний.
7. ПРАВА НАСТАВЛЯЕМОГО
Молодой специалист имеет право:
7.1.Выносить на рассмотрение администрации ДОУ предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством.
7.2. Повышать квалификацию удобным для себя способом.
7.3.Защищать профессиональную честь и достоинство.
7.4.Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.

8. КОНТРОЛЬ РАБОТЫ НАСТАВНИКА
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на
заместителя заведующего по УВР.
8.2. заместитель заведующего по УВР обязан:
8.2.1. Создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
8.2.2.Организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и
практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
8.2.3.Изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации
наставничества в ДОУ.
8.3.Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми
специалистами несет заведующий.
8.4.Заведующий обязан:
8.4.1.Рассмотреть индивидуальный план работы;
8.4.2.Провести инструктаж наставников и молодых специалистов; 8.4.3.Обеспечивать
возможность осуществления наставником своих обязанностей в
соответствии с настоящим Положением;
8.4.4.Осуществлять систематический контроль работы наставника.
9.ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО К
документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
9.1.Настоящее Положение;
9.2.Приказ заведующего ДОУ об организации наставничества;
9.3.Планы работ;
9.4.Методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы;
По окончании срока наставничества молодой специалист, воспитатель, в течение 10 дней
должен сдать заместителю заведующего по УВР следующие документы:
9.6.Отчет молодого специалиста, воспитателя о проделанной работе (дневник);
9.7.План профессионального становления с оценкой наставника проделанной работы
и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста, воспитателя.
10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
10.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем
образовательной организации и действует бессрочно.
10.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии
с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и
вновь принятыми локальными нормативными актами образовательной организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».