Программа профориентационной работы с обучающимися

Пояснительная записка
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным
звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая
ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети
знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания
помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек,
поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они
на работе.
Целевое назначение программы профориентации детей
Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий,
предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
– обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях,
воспитывать интерес и уважение к людям труда;
– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о

роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи
между компонентами трудовой деятельности;
– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои
впечатления;
– стимулировать

развитие

познавательных,

коммуникативных,

творческих

способностей детей;
– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой
профессии.
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих
принципов:
- Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация
воспитательного процесса на основе уважения к личности ребенка, учета особенностей его
индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному
участнику воспитательного процесса).
- Принцип активного включения детей в практическую деятельность
(экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
- Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком
себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у
ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким
образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата,
саморегуляции поведения.
- Принцип регионального компонента.
В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы
положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную
ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает
эмоционально-положительный настрой ребёнка.

Формы, способы, методы, средства реализации Программы
Информацию о профессиях дети получают во время образовательного процесса в
детском саду и за его пределами через экскурсии, наблюдения, обсуждения,
рассматривание картинок, проведение театрализованных, дидактических, подвижных игр.
Очень важно, чтобы ребёнок не только наблюдал за работой взрослых, видел её
особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со
взрослым, выполнял трудовые поручения и просьбы. Это будет способствовать
активизации желания использовать полученные сведения в самостоятельной
деятельности, а именно в сюжетно – ролевой игре. В игре ребёнок сможет закрепить и
расширить приобретённые знания.
Одной из форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых, является
экскурсия. В процессе экскурсии ребята получают возможность наблюдать различные
способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. В
ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс
труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду,
которая нужна для разных профессий, её назначение. Посещение предприятия позволяет
детям получить конкретные впечатления и знания. Педагог во время экскурсии может
дополнить полученную информацию, обратить внимание детей на самого трудящегося
человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. По
возвращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное на экскурсии,
нарисовать рисунки.
Материально-техническое обеспечение делает возможным проведение виртуальных
экскурсий. Виртуальные экскурсии – это интерактивные, мультимедийные экскурсии,
разработанные самим педагогом. Преимуществами таких экскурсий являются
доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных
заданий и многое другое
Родители могут принять активное участие в реализации программы, рассказать детям
о своей профессии.
Беседа о профессиях. Дети усваивают понятия «профессия» (что это?),
«представитель профессии» (как называется человек данной профессии), «инструменты
труда» (чем работает человек), «трудовые действия» (что делает человек), «результат
труда» (что получилось), «общественная польза труда» (кому это нужно).
Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом,
рассматриванием иллюстраций и изображением инструментов, материалов, спецодежды
представителей профессий, дидактическими играми, видеороликами, песнями, что
позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности
взрослого. Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе
организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников. Изображение
детьми представителей различных профессий, лепка, аппликация, конструирование – все
эти виды деятельности, также будут способствовать усвоению информации о труде
взрослых.
Осознать значимость труда взрослого помогают дидактические игры,
моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда,
инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда. В дошкольной

педагогике дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами,
настольно – печатные игры и словесные игры. Игры с предметами подразумевают
использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями
взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети должны из множества
разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также
куклу в соответствующей одежде. Настольно – печатные игры бывают нескольких видов:
подбор картинок по парам («Найди два одинаковых инструмента»), составление разрезных
картинок на профессиональную тему, подбор картинок по общему признаку («Что нужно
доктору», «Что есть в магазине»). Дети подбирают картинки с соответствующими
предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определённой
трудовой деятельности. Словесные игры, например, «Четвёртый лишний», «Отгадай
профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребёнка
понятиями из профессиональной сферы. Грамотное проведение дидактических игр
позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.
Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки
и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются
профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной
гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринуждённой форме дать детям новую
информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.
В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть тему
ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня
защитника Отечества и Международного женского дня или Дня Матери, уместно
напомнить о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной
деятельности.
Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить
профориентационный характер.
Полученные представления о людях разных профессий благоприятно сказываются
на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно – ролевая игра
необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо
научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для
этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры,
последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные
сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального
поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Педагогу следует
стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно – ролевых игр:
воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель
управляет автомобилем, следит за исправностью машины), принимать на себя игровую
профессиональную роль, участвовать в несложном игровом диалоге, правильно называть
себя в игровой роли («Я – водитель»), называть игровые действия (я завожу мотор, еду на
бензоколонку, заправляю машину бензином), передавать сюжет из нескольких
профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижёт), давать оценку качества
труда (работает быстро, аккуратно), самостоятельно пользоваться деталями костюмов для
исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача и т.п.), договариваться в

совместных действиях (давай играть с куклами, с солдатиками). Дети начинают сами
придумывать несложные сюжеты, распределять роли с учётом возможностей, интересов и
желаний друг друга, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки. Именно в
сюжетно – ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности
взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и
совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то,
что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия,
могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Планируемые результаты освоения Программы
Активизируется процесс социализации личности дошкольника средствами
ознакомления с миром профессий.
Дети будут знать названия ряда профессий, познакомятся с пословицами и
поговорками о труде, орудиях труда, смогут составить описательный рассказ о профессии.
Дети станут более самостоятельными и активными в сюжетно – ролевых играх.
Проводимая работа позволит подвести детей к важному выводу, что труд,
профессиональная деятельность являются значимой сферой в жизни человека.
Ребёнок познакомится с назначением некоторых видов техники и материалов в
трудовой деятельности взрослых; называть профессии разных сфер деятельности; научится
различать профессии по существенным признакам; называть отличительные качества
представителей разных профессий; выделять структуру трудовых процессов (цель,
материалы, инструменты, трудовые действия, результат); объяснять
взаимосвязь
различных видов труда и профессий; объяснять роль труда в благополучии человека;
моделировать в игре отношения между людьми разных профессий; участвовать в
посильной трудовой деятельности взрослых; эмоционально-положительно относится к
трудовой деятельности, труду в целом; демонстрировать осознанный способ безопасного
поведения в быту.
Будет расширено взаимодействие родителей и детского сада, родители будут
вовлечены в образовательный процесс МАДОУ, будут созданы условия для развития
совместного детского – родительского творчества.

Тема

Знакомство с
миром профессий.

Экскурсия по
детскому саду

Тематическое планирование
Содержание работы
Объект
Перечень
посещения
профессий для
знакомства

Познакомить с миром
профессий,
существующих в
настоящее время.
Способствовать
формированию
положительных эмоций
к труду и работе. Дать
первичные
представления о
возможных
направлениях трудовой
деятельности.
Расширять знания о
профессиях через
сказки, общения со
взрослыми и средства
массовой информации.

Познакомить с
профессиями ДОУ

МАДОУ № 7

МАДОУ № 7

Расширение
активного
словарного запаса
(введение новой
лексики)
Введение в
лексикон детей
основных названий
профессий.

Заведующий,
воспитатель,
музыкальный
руководитель,
младший
воспитатель,
повар, прачка,
дворник,
электрик, врач,
медсестра,
уборщица,
библиотекарь,
пожарный,
полицейский,
плотник, маляр,
тракторист,
флорист,
фотограф,
учитель,
ветеринар, актёр,
почтальон,
парикмахер,
продавец,
аптекарь,
водитель,
военный,
бухгалтер.
заведующий,
Название
воспитатель,
профессии,
музыкальный
инструменты труда
руководитель,
инструктор по
физической
культуре,
младший
воспитатель,
повар,
заведующий
хозяйством,
рабочий по
стирке и ремонту
спецодежды и
белья, дворник.

Знакомство с
медицинскими
профессиями.

Ознакомление со
специалистами и их
инструментами.

Медицинский
кабинет
МАДОУ
№7

Экскурсия в
школу,
знакомство со
школьной
жизнью.

Познакомить детей с
профессией учителя и
режимом обучения.

Школа № 10

Знакомство с
библиотекой.

Знакомство с
профессиями
полиции.
Знакомство с
профессиями,
связанными с
ЖКХ.

Экскурсия в
почтовое
отделение.

Знакомство с
профессией
парикмахер.
Посещение
магазина.

Рассказать о значимости
Сельская
профессии библиотекаря. библиотека ДК

Терапевт,
педиатр, лор,
окулист, хирург,
стоматолог,
медсестра,
санитар.
Учитель

Библиотекарь

Фонендоскоп,
тонометр,
молоточек,
5термометр,
пинцет, таблетки,
уколы, мази.
Доска, мел, указка,
интерактивная
доска, парта,
учебник, уроки,
перемена,
школьная форма,
звонок.
Стеллажи,
формуляры,
журналы, газеты,
энциклопедии,
писатель, поэт.
постовая служба,
бронежилет,
пистолет, жезл.

Рассказать детям о
профессиях,
стоящих на страже
порядка.

Полицейский,
кинолог,
криминалист,
регулировщик.

Рассказать детям о
профессиях, отвечающих
за уют и порядок в
домах, о том, какие
функции они выполняют
и какие инструменты
используют.
Знакомство с людьми,
работающими на почте.

Столяр, маляр,
электрик,
дворник,
сантехник

Строительные
инструменты

Почтальон

Письмо, посылка,
бандероль,
извещения, марки,
газеты, журналы,
конверты,
переводы,
почтовый ящик,
доставка.
Прическа, фен,
клиент, расческа,
ножницы.
Продавец,
покупатель,
супермаркет,
прилавок, касса,
чек, продукты,
униформа,
продовольственные
и промышленные
товары.

Познакомить с
творческой профессией
парикмахера.
Познакомить с
профессиями торговой
сферы.

Почта

Парикмахер

Магазин

Продавец,
кассир.

Поход в аптеку

Ознакомление с
профессиями
фармацевта.

Аптека

Итоговое занятие
«Путешествие по
городу
профессий»;
обобщение по
проведенным
экскурсиям

Закрепление знаний
детей о различных
профессиях, обращение
внимания на значимость
каждой из них.

МАДОУ № 7

Аптекарь,
фармацевт.

Таблетки, бинты,
шприцы,
витамины,
лекарства.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».